Руслан Юсупов, ведущий бухгалтер-консультант GenplaceВ 2019 году операции с незнакомыми контрагентами могут привести к грустным последствиям даже для законопослушных налогоплательщиков. Вызвано это внедрением налоговыми органами программных комплексов, которые в автоматическом режиме выявляют незаконные схемы и определяют цепочки по движению товара и денег. Чтобы не поплатиться за неудачный выбор поставщика или подрядчика, следует проявлять осмотрительность при выборе контрагента и тщательно проверять его.
Главное правило в работе, применяя которое, можно избежать лишних вопросов и проверок ИФНС:
Разработайте регламент по проверке контрагентов для менеджеров. Если сделки будут совершены с контрагентами, поиск которых менеджеры будут осуществлять по регламенту, то риск заключения сделки с сомнительной организацией значительно сокращается.
Чтобы разработать регламент, нужно пользоваться следующими правилами:
- охватывать все аспекты заключения сделки (поиск контрагента, переговоры, подписание договора / первичных документов, расчеты).
- установить критерии для контрагентов, с которыми нельзя / можно иметь договорные отношения. Перечислю главные критерии, на которые обращают внимание налоговики.
1. Массовый руководитель / юридический адрес. Увидели, что по юридическому адресу контрагента находятся еще 100 организаций - стоит убедиться, что это огромный офис-центр, в котором они могут поместиться. Но если это «домик в деревне», куда они не влезут, то это явный сигнал, чтобы не сотрудничать с такой организацией. Яндекс.Карты вам в помощь.
Сложнее анализу поддается «массовый руководитель», ведь этот критерий не всегда свидетельствует о недобросовестности контрагента. Часто, наоборот, успешный бизнесменом и управленец руководит несколькими бизнесами. То есть сам по себе признак «массовый руководитель» не определяет добросовестен контрагент или нет. Необходим дополнительный анализ других организаций «массового руководителя» на предмет реальности.
2. Недостоверные сведения. Данные признаки вносятся в ЕГРЮЛ каждой организации, у которой выявлены недостоверные сведения (руководитель, учредитель, место нахождения).
Это уже более серьезная версия «массовости». Так как данная запись вносится только на основании проверки.
Руководитель / учредитель – значит, можете быть уверены, что у налоговиков имеется протокол допроса, в котором получен отказ от причастности к деятельности организации.
Адрес – организация не находится по месту регистрации. Это налоговики запротоколировали и составили акт о ненахождении по юридическому адресу.
Если руководитель не руководил, учредитель не учреждал и организация по юридическому адресу не находилась, то осуществлять реальную финансово-хозяйственную деятельность она не могла - здесь рассуждения налоговиков линейны.
3. Дата регистрации юрлица. Если организация зарегистрирована за пару дней до сделки, то налоговики расценивают это как «искусственно созданную» организацию для совершения незаконных операций. Логика проста – раз создана недавно, то найти ее никто не мог, а значит, реальной сделки быть не может.
Безопасно иметь взаимоотношения с организациями, которые созданы за год и более от даты совершения сделки.
4. «Слив компании». Если незадолго до совершения сделки, у организации сменился одновременно и руководитель и учредитель, это значит что она была продана. Следует уделить больше времени анализу такой организации, так как неизвестно с какой целью осуществлена продажа – для развития ее деятельности или для использования в незаконных схемах по уходу от налогообложения.
5. Наличие госконтрактов. Это важный критерий, при наличии которого, добросовестность контрагента является непоколебимой. В расчет принимаются только заключенные контракты. Контрагент, оказывающий услуги, либо реализующий товар по госконтракту, считается уже проверенным государством, а, следовательно, добросовестным.
6. Численность сотрудников. Критерий важен больше для производственных организаций, так как продавать товары и оказывать услуги может и один человек. Он же обычно является директором. Если в штате организации больше пяти сотрудников, то она, скорее всего, является добросовестной.
Данные по численности сотрудников отражаются в открытом доступе за предыдущий год. С начала текущего года численность могла сильно измениться. Поэтому для проверки необходимо запросить у контрагента свежие отчеты по формам СЗВ-М и РСВ-1. Разумеется, контрагент не обязан предоставлять такие сведения, но если сделка для него важна и скрывать нечего, то это не должно вызвать сложностей.
7. Сведения об имуществе. Если контрагент оказывает услуги, для выполнения которых необходимо дорогостоящее оборудование, то стоит запросить документы на это оборудование (технический паспорт, договор на приобретение и т.п.). Если вы хотите взять в аренду помещения или транспорт, запросите у контрагента последнюю сданную декларацию по налогу на имущество и транспортному налогу. Если у организации нет необходимого имущества, то как она оказывала услуги? Именно с таким вопросом обратятся к вам налоговики в случае проверки. Если контрагент сам арендует имущество, то это также нужно зафиксировать до сделки.
8. Уставный капитал. Дополнительным подтверждением реальности контрагента будет величина уставного капитала. Если она составляет минимально возможные 10 тыс. руб., при прочих равных налоговики обратят на такую организацию большее внимание, чем если она будет ближе к 1 млн.руб.
Важный лайфхак! Копии документов, полученные от контрагента для подтверждения реальности его хозяйственной деятельности, должны быть
заверены руководителем организации на
дату заключения договора! Иначе налоговики не примут их в качестве доказательства проявления должной осмотрительности.
Осмотрительность не бывает лишней. Чем больше доказательств ее должного проявления вы соберете, тем меньше шансов у налоговиков найти основания для проведения проверки.
В проявлении должной осмотрительности помогут сервисы по проверке контрагентов. Вот мой персональный ТОП-3:
- https://pb.nalog.ru/ - официальный бесплатный сервис "Прозрачный бизнес" от ФНС;
- https://www.klerk.ru/tools/opendata/ - схожий по функционалу, но более удобный бесплатный сервис от Клерка.ру;
- https://focus.kontur.ru/ - платный сервис с расширенным функционалом, позволяющим выявлять связи между аффилированными организациями и получать подробную финансовую аналитику по контрагенту.
Важный лайфхак! Обязательно сохраняйте переписку с контрагентом и его контакты. Вопросы по сделкам могут возникнуть спустя 2-3 года, когда вы уже наверняка и не помните всех тонкостей взаимодействия. Переписка поможет восстановить эту информацию.
Работа без регламента по проверке контрагентов - недопустимая роскошь. Сэкономив на выгодном предложении от фирмы-однодневки, можно нарваться на проверки и огромное количество требований от налоговой. Это выльется в дополнительные затраты на доказывание своей невиновности или на штрафы при исключении из состава расходов выплат такому контрагенту. Если же с отчетностью все в порядке и есть уверенность, что все контрагенты добросовестны, то ждать внеплановую проверку не стоит. Процесс выхода налоговиков на проверку сопровождается долгим сбором информации и проведением контрольных мероприятий. Они могут длиться от трех месяцев до года, и не заметить их сложно. Вы почувствуете внимание налоговой по увеличивающемуся количеству требований о предоставлении документов.