Есть периоды сдачи отчетности, когда работа бухгалтера становится особенно напряженной. Это январь, март, апрель, июль и октябрь. Если расставание проходит в период сдачи отчетности, идеальным вариантом будет, когда бухгалтер сдаст отчетность сам.
На какое бы время ни пришлось расставание, нужно в любом случае попросить предыдущего бухгалтера полностью закончить всю текущую работу на дату прекращения его деятельности:
- разнести все первичные документы;
- проверить все списания запасов;
- проверить наличие подписанных актов и накладных от покупателей;
- провести и согласовать все сверки с контрагентами, убедиться в наличии первичных документов, отраженных в учете (бывает, что бухгалтеры проводят операции, не имея на руках первичные документы, «на карандаш»);
- закрыть все периоды в 1С;
- проверить вся ли отчетность сдана;
- сформировать и распечатать налоговые регистры.
Это необходимо не только для того, чтобы принимающая дела сторона, в случае если отчетность придется формировать и сдавать ей, могла сделать это с минимальными трудозатратами. Но и для того, чтобы минимизировать риски, если будет назначена налоговая проверка или придется обращаться в суд, например, по взысканию задолженности с контрагента.
Также необходимо проверить, не осталось ли неотвеченных требований от ФНС. За непредставление либо несвоевременное предоставление информации по требованиям предусмотрены штрафы (п. 1,2 ст. 126 НК РФ, ч.1 ст.15.6 КоАП РФ). Закажите сверку расчетов с бюджетом, чтобы знать есть ли задолженность по налогам. Если вы участвуете в госзакупках, оформляете банковские гарантии, или получаете субсидии, наличие задолженности в бюджет недопустимо.
Убедитесь, что все ключи для сдачи отчетности (Контур, СБИС и пр.), а также носители с доступом к операциям по расчетным счетам переданы и что по ним не истек срок годности сертификатов.
Проведите инвентаризацию активов и обязательств. По общему правилу инвентаризацию в организации необходимо проводить каждый год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Кроме этого, руководитель предприятия может назначать инвентаризацию обязательств организации на свое усмотрение.
Бухгалтер должен передать дела так, чтобы его преемник задавал как можно меньше вопросов по периоду его деятельности. Это вопрос профессиональной этики. Ну и, конечно, уходящему бухгалтеру нужно быть на связи в первое время - на случай, если все-таки вопросы возникнут. Меняя бухгалтера или переходя на аутсорсинг, какое-то время директор может испытывать дискомфорт в период адаптации, но через пару месяцев все налаживается. Менять бухгалтера не страшно, главное правильно с ним расстаться.