Руслан Юсупов, ведущий бухгалтер-консультант «Genplace»Некоторые клиенты, узнав предварительную сумму налога к уплате, предлагают «нарисовать» первичные документы по фиктивным сделкам для увеличения расходов и снижения налоговой нагрузки. Мы всегда отговариваем их от этой затеи. Если абстрагироваться от этических аспектов, в 2019 году использовать «рисованную» первичку в целях снижения налоговой нагрузки попросту экономически нецелесообразно. Последствия такой горе-оптимизации приведут не к снижению, а к росту расходов. И вот почему.
Работа налоговых органов по выявлению мнимых сделок с 2015 года автоматизирована. Подробно о том как работает программное обеспечение ФНС я
уже писал. Сопоставление книг покупок и продаж и составление деревьев связи между всеми сделками в цепочке по запросу инспектора происходит автоматически. Выявить схему рядовой налоговик может за пару минут. Не важно сколько в ней звеньев и в каких регионах находятся организации-участники.
Когда предполагаемая схема выявлена, начинается анализ, который включает в себя определение товарно-денежных потоков, проведение допросов, запросы информации и документов. Многие организации-однодневки не отвечают на запросы и не предоставляют документы. Этого достаточно, чтобы налоговая посчитала сделки с такими организациями фиктивными. Для тех, кто по запросу налоговиков присылает первичку, существуют другие инструменты доказывания ее подделки.
- Анализ подписей ответственных лиц. Большая часть организаций-однодневок регистрируется на дропов - номинальных руководителей. Они не имеют отношения к деятельности организации и задействованы только в ее регистрации. Поэтому подписи на Уставе организации и подписи в первичных документах не совпадают даже при первичном осмотре. А после почерковедческой экспертизы у инспекторов будет железобетонные доказательства, что подпись выполнена не руководителем, неустановленным лицом.
- Анализ первичных документов на наличие ошибок. Ошибки часто встречаются, когда документы «рисуются» после сделки. Например, дата счет-фактуры указана ранее, чем организация была зарегистрирована. Либо указан расчетный счет или адрес организации-контрагента, которые на момент сделки еще не существовали.
- Анализ юридических адресов контрагентов. Налоговики регулярно проверяют нахождение организаций по месту нахождения юридического адреса. Если организации там нет, составляется протокол и эта информация вносится в общий информационный ресурс ФНС. При анализе инспектор из любого региона увидит, что его коллеги не нашли фирму по адресу регистрации и сделает вывод, что ее фактически не существовало.
Но даже если перечисленные аспекты авторами схемы продуманы, это не поможет при проведении главного анализа - анализа данных, отраженных в первичных документах. "Первичка" изучается по следующим направлениям.
- Производилась ли контрагентом закупка товара для его поставки? Если контрагент не покупал товар, то и поставить в ваш адрес он его не мог.
- Мог ли он самостоятельно выполнить указанные в документах услуги или оплачивал ли их третьим лицам? Например, подрядчик без трудоустроенных сотрудников и необходимого оборудования, не может построить объект самостоятельно без участия субподрядчиков. Если такие работы не оплачивались, то и объект эта организация не строила.
- Соответствуют ли покупаемые и продаваемые товары и услуги основному виду деятельности организации? Например, продуктовый магазин не вряд ли будет закупать в больших объемах металл или оказывать консультационные услуги.
- Имелась ли физическая возможность поставить товар или оказать услуги? Например, доставка 10 000 тонн арбузов из Владивостока в Челябинск за один день автотранспортом. Даже если «нарисовать» путевые листы для сотни автомобилей, налоговики сделают запросы в ГИБДД о регистрации транспортных средств. Если такие автомобили действительно существуют, следующим шагом будет запрос состояния расчетов их собственников с перевозчиком. Масла в огонь подольют некстати выявленные штрафы за нарушение ПДД в этот день в другом регионе.
- Куда товар направился в дальнейшем? Инспектор запросит документы у конечного покупателя товара. Если он не подтвердит получение товаров, то сделку признают недействительной. С работами и услугами та же история.
Чтобы окончательно убедить не использовать «рисованную» первичку, приведу расчет доначислений после налоговой проверки организации Х. Ее директор пользовался «рисованной» первичкой в 2016-2018 годах, чтобы уменьшить свои обязательства по НДС и налогу на прибыль организаций перед бюджетом. За 3 года оборот между "техническими" контрагентами организации составил 10 000 000 руб. Из них НДС, предъявленный к возмещению, – 1 525 424 руб. Налог на прибыль уменьшен на 1 694 915 руб. То есть экономия на налогах за 3 года составила 3 220 339 руб.
ИФНС провела проверку организации Х за указанный период и привлекла ее к ответственности. Сумма доначислений составила:
- НДС = 1 525 424 руб.
- налог на прибыль – 1 694 915 руб.
- штраф за умышленную неуплату налогов в размере 40% = 1 288 136 руб.
- пени по налогам = 921 366 руб.
Таким образом, по результатам проверки у организации Х возникла необходимость единовременно оплатить 5 429 841 руб. Так себе оптимизация - расходы выросли более, чем вдвое!
Еще у организации Х появились дополнительные расходы на подготовку огромного количества документов при проверке, судебные издержки и постоянные вопросы от контрагентов из-за огромного количества встречных проверок.
С огромной картотекой подобных дел вы можете ознакомиться по запросу в поисковых системах "Судебная практика ст. 122 НК РФ". Не играйте с огнем - пополнить эту картотеку, занявшись "рисованием" легко. А вот снизить таким образом расходы - сложно.