Genplace

Как быстро оценить какую часть выручки оставить себе

Считаем рентабельность продаж, чтобы понять какую часть выручки можно «вынуть» из бизнеса и сравнить свою эффективность с эффективностью конкурентов.
Эффективнее работает не тот, у кого выше прибыль, а тот, у кого выше ROS.
Алексей Иванов, директор по развитию «Genplace»

В своем телеграм-канале «Переводчик с бухгалтерского» и блоге на vc.ru публикую серию постов о том, как путем нехитрых расчетов можно использовать бухгалтерскую отчетность для принятия решений в бизнесе. Финансовый анализ – штука сложная, но даже без фундаментальных бухгалтерских знаний можно научиться пользоваться отдельными приемчиками. Начал с показателей рентабельности – они характеризуют эффективность работы компании. В прошлый раз я разбирал как принимать инвестиционные решения на основе расчета рентабельности собственного капитала – текст неплохо приняли на vc.ru. Сегодня очередь ее самой известной сестры – рентабельности продаж (Return on Sales, ROS). Она показывает сколько копеек чистой прибыли приходится на 1 рубль поступившей выручки.

Зачем мне считать ROS?

Показатель рентабельности продаж помогает собственнику компании ответить на вопросы:

1. Какую часть поступившей выручки можно «вынуть» из бизнеса?

2. Насколько моя компания эффективнее конкурентов?

ROS задает верхнюю планку возможных к выведению в карман собственника денег, поступивших на расчетные счета и в кассу компании. Для этого она умножается на выручку от продаж, которые планируются в текущем году. Забирать близкие, а уж тем более превышающие этот порог суммы – прямой путь к кассовым разрывам и банкротству. Стоит помнить, что с выведенных денег компания удержит налог на доходы физических лиц (если вы не ИП): на руки вы получите на 13% меньше.

Пример: В прошлом году ROS вашей компании – 30%. В этом году вы уже набрали заказов на 10 млн. руб. А в салоне BMW как раз новая «пятерка» в правильной комплектации за 4 млн. руб. ждет хозяина. Стоит ли взять эти деньги из кассы и отнести в автосалон? Правильный ответ – нет. Максимум можно вывести 3 млн. руб. (10 млн. руб. * 30%), из которых на руки останется 2 млн. 610 тыс. руб. Купите лучше «трешку» за 2 млн. руб. – ее вы можете себе позволить.

Также ROS позволяет сравнивать эффективность своей деятельности с конкурентами. Эффективнее работает не тот, у кого выше прибыль, а тот, у кого выше ROS.

Пример: Прибыль вашей компании – 10 млн. руб. Прибыль конкурента – 5 млн. руб. При этом ROS вашей компании – 30%, а ROS конкурента – 45%. Это означает, что конкурент с каждого рубля выручки зарабатывает в 1,5 раза больше, чем вы, а бОльшая прибыль у вас только из-за того, что вы продаете больше товара. Это сигнал задуматься как увеличить эффективность своей работы и снизить издержки.

Как считать?

ROS=(Чистая прибыль за год)/(Выручка за год)*100%

Где взять исходные данные?

В годовой бухгалтерской отчетности компании. Чистая прибыль и выручка берутся из отчета о финансовых результатах (строки 2400 и 2110 соответственно). Если вы индивидуальный предприниматель или если у вас нет нормальной бухгалтерской отчетности, попробуйте рассчитать ROS на основе книги учета доходов и расходов. За чистую прибыль примите разницу между доходами и расходами минус уплаченные налоги, а за выручку - доходы. К сожалению, такой расчет будет очень приблизительным, для корректного определения ROS нужны бухгалтерские данные. Как и в случае с ROE это связано с тем, что сумма поступивших в компанию денег вовсе не обязательно есть ее доходы, а сумма выплат – расходы.


Error get alias