Хотите, перезвоним?
Заполните форму, и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Нажимая "Отправить", вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности
Мы используем файлы cookie для того, чтобы предоставить Вам больше возможностей при использовании сайта.
ОК
Genplace

Как быстро оценить какую часть выручки оставить себе

Считаем рентабельность продаж, чтобы понять какую часть выручки можно «вынуть» из бизнеса и сравнить свою эффективность с эффективностью конкурентов.
Эффективнее работает не тот, у кого выше прибыль, а тот, у кого выше ROS.
Алексей Иванов, директор по развитию «Genplace»

В своем телеграм-канале «Переводчик с бухгалтерского» и блоге на vc.ru публикую серию постов о том, как путем нехитрых расчетов можно использовать бухгалтерскую отчетность для принятия решений в бизнесе. Финансовый анализ – штука сложная, но даже без фундаментальных бухгалтерских знаний можно научиться пользоваться отдельными приемчиками. Начал с показателей рентабельности – они характеризуют эффективность работы компании. В прошлый раз я разбирал как принимать инвестиционные решения на основе расчета рентабельности собственного капитала – текст неплохо приняли на vc.ru. Сегодня очередь ее самой известной сестры – рентабельности продаж (Return on Sales, ROS). Она показывает сколько копеек чистой прибыли приходится на 1 рубль поступившей выручки.

Зачем мне считать ROS?

Показатель рентабельности продаж помогает собственнику компании ответить на вопросы:

1. Какую часть поступившей выручки можно «вынуть» из бизнеса?

2. Насколько моя компания эффективнее конкурентов?

ROS задает верхнюю планку возможных к выведению в карман собственника денег, поступивших на расчетные счета и в кассу компании. Для этого она умножается на выручку от продаж, которые планируются в текущем году. Забирать близкие, а уж тем более превышающие этот порог суммы – прямой путь к кассовым разрывам и банкротству. Стоит помнить, что с выведенных денег компания удержит налог на доходы физических лиц (если вы не ИП): на руки вы получите на 13% меньше.

Пример: В прошлом году ROS вашей компании – 30%. В этом году вы уже набрали заказов на 10 млн. руб. А в салоне BMW как раз новая «пятерка» в правильной комплектации за 4 млн. руб. ждет хозяина. Стоит ли взять эти деньги из кассы и отнести в автосалон? Правильный ответ – нет. Максимум можно вывести 3 млн. руб. (10 млн. руб. * 30%), из которых на руки останется 2 млн. 610 тыс. руб. Купите лучше «трешку» за 2 млн. руб. – ее вы можете себе позволить.

Также ROS позволяет сравнивать эффективность своей деятельности с конкурентами. Эффективнее работает не тот, у кого выше прибыль, а тот, у кого выше ROS.

Пример: Прибыль вашей компании – 10 млн. руб. Прибыль конкурента – 5 млн. руб. При этом ROS вашей компании – 30%, а ROS конкурента – 45%. Это означает, что конкурент с каждого рубля выручки зарабатывает в 1,5 раза больше, чем вы, а бОльшая прибыль у вас только из-за того, что вы продаете больше товара. Это сигнал задуматься как увеличить эффективность своей работы и снизить издержки.

Как считать?

ROS=(Чистая прибыль за год)/(Выручка за год)*100%

Где взять исходные данные?

В годовой бухгалтерской отчетности компании. Чистая прибыль и выручка берутся из отчета о финансовых результатах (строки 2400 и 2110 соответственно). Если вы индивидуальный предприниматель или если у вас нет нормальной бухгалтерской отчетности, попробуйте рассчитать ROS на основе книги учета доходов и расходов. За чистую прибыль примите разницу между доходами и расходами минус уплаченные налоги, а за выручку - доходы. К сожалению, такой расчет будет очень приблизительным, для корректного определения ROS нужны бухгалтерские данные. Как и в случае с ROE это связано с тем, что сумма поступивших в компанию денег вовсе не обязательно есть ее доходы, а сумма выплат – расходы.


Хотите избавиться от головной боли с финансами и бухгалтерией?
Просто зарегистрируйтесь в Genplace