Алексей Иванов, директор по развитию «Genplace» В российской традиции думать, что бухгалтерия – это интимный процесс, который нельзя показывать кому попало. Неважно преследуешь целью извлечение прибыли или излечение больных. Мировая практика раскрытия финансовой информации в некоммерческом секторе складывается с точностью до наоборот: главный тренд здесь – повышение прозрачности. Давайте посмотрим, как обстоят дела с этим в США – стране, где история профессиональной благотворительности насчитывает не первый век, а бухгалтерский учет с конца 19 века развивался быстрее, чем где-либо еще.
Председатель совета директоров корпорации Карнеги Рассел Леффингвелл в 1952 году сказал, что благотворительные фонды должны иметь стеклянные карманы. Отличная метафора! Сегодня
«Стеклянные карманы»- это онлайн-сервис, предоставляющий информацию о 140 000 грантодателях и 400 000 грантополучателях. По каждой компании можно получить до 26 отчетов. 26, Карл! Какую информацию раскрывают американские НКО?
-
Основная информация: контакты, миссия, ключевые сотрудники и их биография, члены совета директоров.
-
Информация о предоставлении грантов: процесс выдачи грантов, стратегии и приоритеты грантов, категоризированный список грантов, цели устойчивого развития.
-
Руководства и политики: Устав, регламенты комитетов, нормы поведения сотрудников, политика конфликта интересов, открытые политики лицензирования.
-
Планирование и оценка эффективности: оценка общей эффективности фонда, центр знаний, механизм обратной связи для грантополучателей, опросы для грантополучателей, стратегический план развития.
-
Кадровая политика: процедуры осведомления об ограничениях, связанных с предыдущим местом работы; вознаграждение руководства, политика и данные в области недопущения дискриминации.
-
Финансовая информация: финансовая отчетность, налоговая отчетность, инвестиционная политика.
Неплохой набор. Комментировать первые пять групп я не слишком компетентен. А вот в бухучете немного разбираюсь. Поясню на примере что означает раскрываемая финансовая информация. Начнем с крупного фонда. Лидер рейтинга НКОTop Nonprofits -
Американский союз защиты гражданских свобод в свободном доступе публикует классический набор финансовых отчетов НКО:
- отчет о финансовом положении (бухгалтерский баланс);
- отчет о деятельности (о целевом использовании средств);
- отчет о функциональных расходах;
- отчет о движении денежных средств;
- пояснения к финансовой отчетности.
Отчетность за прошлый финансовый год занимает 30 страниц и доступна любому желающему. Еще есть налоговый отчет на 60 страниц и несколько юридических раскрытий, которые также выложены на сайт НКО. Для организации с ежегодным объемом грантов и пожертвований, превышающем 100 млн. долларов это нормально. Но в США финансовую информацию публикуют не только крупнейшие НКО, а любые, претендующие на налоговые вычеты. Зайдите, например, на
сайт California FarmLink – небольшой НКО, которая поддерживает независимых фермеров. Объем финансирования почти в 100 раз меньше, а отчетность такая же.
Сравним с российскими реалиями. Федеральный закон №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" обязывает НКО предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами. В частности, для финансовой отчетности НКО Федеральный закон №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" делает послабление: разрешает составлять ее по упрощенной форме. Это значит, что достаточно составлять только:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах;
- отчет о целевом использовании средств.
И даже эти формы заполняются по упрощенным правилам. Итого аж 3 страницы полезной информации. Прозрачнее некуда. Публиковать эти ценнейшие раскрытия требуется один раз в год в виде годового отчета. А для «малышей» с поступлениями меньше 3 млн. руб. за год и вовсе разрешено публиковать только информацию о продолжении своей деятельности в произвольной форме. Бухгалтеру такой подход, конечно, работу облегчает. А вот для самой НКО это не круто. Любой, кто захочет взаимодействовать с НКО, должен знать на что тратятся пожертвования.
Отсутствие такой информации приводит к тому, что действующие и потенциальные жертвователи начинают подозревать НКО в нецелевом расходовании денег. Естественно, что это приводит к снижению пожертвований. А еще эти досужие домыслы вываливаются в Интернет и порождают репутационные потери. По доброй русской традиции неважно ты украл или у тебя: в любом случае осадочек остается.
Привлечь серьезный грант без прозрачной финансовой отчетности практически невозможно. Наши клиенты, получившие Президентские гранты 2018 г. раскрывают в годовых отчетах больше информации, чем предписывается законодательством. И выкладывают отчеты на свои сайты. Как пример можно посмотреть годовые отчеты
общественного движения «Искорка» и
благотворительного фонда «Мост».
И еще. Мало иметь безукоризненно подготовленную финансовую отчетность. Важно доводить ее до общественности. Этот месседж американские филантропы усвоили на отлично. Теперь нужно донести его до скромных от природы российских благотворителей. Здесь главный инструмент – сайт НКО. В 2018 г. если тебя нет в Интернете, то тебя просто нет. Полнее раскрывается финансовая информация – больше доверия к НКО. Больше доверия – больше пожертвований. Больше пожертвований – больше добрых дел. Ситуация Win-Win.