Если объединить ЭДО и RPAв одном сервисе, то можно разогнать бухучет до онлайн-режима. При этом отпадет необходимость во многих процедурах управленческого учета – две системы, которые сейчас почти автономны, сильно сблизятся.
Вдумайтесь: по данным Росстата сейчас в России
890 тысяч экономистов. С поправкой на теневой сектор – это более 1 млн человек, которые занимаются управленческим учетом. Их содержание ежегодно обходится бизнесу в
700 млрд руб. Тому же бизнесу, который содержит 3,5 млн бухгалтеров и платит за это
1,7 трлн руб. в год. Если уполовинить эту армию, то оставшимся можно платить вдвое больше, чем сейчас. Но и требовать больше.
Чем же будет заниматься бухгалтерия будущего, помимо бухучета и управленки? Как минимум, финансами компании. Финтех в России развивается стремительно. Это отрасль, где мы – передовая держава. Наши банки гораздо более цифровые и онлайновые, чем европейские и американские. Российский предприниматель давно привык к онлайн-сервисам Тинькова, Точки или Сбера – выбирать есть из чего. Оффлайновые банки имеют такие же шансы на выживание, как те, что не выполняют нормативы ЦБ. Только грохнет их не Ураган Эльвира, а рынок. Многие банки развивают свои как бы бухгалтерские сервисы для малого бизнеса. Но обычно это история не про бухгалтерию, а про посчитать налоги. Это тупиковая ветвь – предпринимателю нужна управленка, а налоги на спецрежимах ФНС через несколько лет будет администрировать самостоятельно. Я недавно писал об этом на
vc.ru.
Технологичные аутсорсеры бухгалтерии уже сейчас интегрированы со многими банками. Но интеграция эта односторонняя: предприниматель видит движения по расчетным счетам из онлайн-бухгалтерии и может оплачивать счета. Бухгалтерия будущего будет работать в обе стороны. Представьте себе такую картинку. Вы запланировали поступления от дебиторов на следующую неделю. Но некоторые сказали, что не погасят долг в срок. В бюджете движения денежных средств прогнозируется кассовый разрыв. Знакомая каждому предпринимателю ситуация. А дальше начинается волшебство.
Единая система, в которой обрабатываются бухгалтерские данные и формируется управленка, дает сигнал о предстоящем кассовом разрыве в банки. Судя по активности закрывашек из ЦБ, их к тому времени останется около 100. Банки делают автоматический прескоринг бухгалтерской информации компании и формируют кредитное предложение ровно под потребности заемщика. Система анализирует предложения банков и выбирает наиболее выгодное либо предоставляет этот выбор предпринимателю. Та же история с размещением временно свободных остатков денег. Умная бухгалтерия обменивается данными с банком, получая варианты депозитов и овернайтов – деньги должны все время работать.
Все это мы увидим воплощенным уже скоро – технически отдельные части такой системы уже существуют. Просто пока порознь. Банки еще думают, что главные в финтехе – это они. Неа :) Главный в финтехе – предприниматель. И если он сможет не выбирать между банками, а автоматически получать наиболее выгодные банковские продукты от своей бухгалтерии, он так и сделает.
А что бухгалтерия? Из центра формирования финансовой информации компании она превратится в центр управления финансами. Этакий финансовый решала – маркетплейс для банков, инвестфондов и прочих игроков финансового рынка, который играет на стороне предпринимателя. Профессии бухгалтера, экономиста и финансиста будут сближаться, пока не сольются в одну.
Полезная плюшка для дочитавших лонгрид Последние полгода мы разрабатываем сервис
Genplace. В его основе идеи, о которых я написал. Управлять финансами можно будет через личный кабинет клиента, доступный из-под любого браузера. Не нужно никакого специального софта. Личный кабинет интегрирован с клиентской базой 1с: информация в нем актуализируется при обновлении данных в базе. Вот чем уже могут пользоваться клиенты ГенШтаба:
- Клиентский таск-менеджер для контроля задач бухгалтерии + чат-бот @GenplaceBot для управления им
- Сервис по проверке контрагентов, которым тоже можно управлять через чат-бот
- Контроль состояния банковских счетов
- ЭДО для обмена юридически значимыми электронными документами
- Панель финансовых показателей, формирующихся на основе бухгалтерской информации
- Экранные формы для самостоятельного ввода первичных документов в бухгалтерскую базу и возможностью получения печатных форм: распечатал, подписал, отдал контрагенту
Сейчас мы описываем бухгалтерские процессы, роботизируем их и интегрируем личный кабинет с банковскими системами. Пилотом роботизации выбрали учет зарплаты. Пилотом сотрудничества с банками – расчетно-кассовое обслуживание. Пока оба пилота развиваются по плану, надеемся к осени запустить их в массовое обслуживание. Этот функционал доступен только тем, кто поручил нам ведение бухгалтерского учета. Но параллельно мы делаем бесплатный продукт.
В России есть несколько сервисов управленческого учета. В основном они продают удобство работы. Тот же функционал приличный экономист реализует в Excel, но эксельки нужно поддерживать в работоспособном состоянии, синхронизировать друг с другом и делать защиту от дурака. Мы строим бухгалтерию будущего, максимально используя данные клиентских баз 1С. Но, если отцепить их и убрать некоторые функции, – получится сервис, в котором небольшая компания или ИП может самостоятельно вести управленку. А раз это побочный продукт основного бизнеса, который мы все равно разработали, то денег за него брать не будем.
Что уже умеет
бесплатная версия:
- Строить прогноз денежных потоков в разрезе конкретных проектов и выводить график с предсказанием кассовых разрывов. Проект – это, например, сделка или контрагент