Алексей Иванов, директор по развитию «Genplace» Генштаб уже писал о проекте «Трансформация делового климата» (ТДК), который призван упростить отношения предпринимателей и государства. Речь шла о «белом списке», по которому у чиновников и бизнеса разногласий не возникло. Я же хочу внести свои пять копеек в дискуссию о второй части пакета предложений - так называемый список разногласий. В открытом доступе списка нет, но на сайте Минэкономразвития можно скачать полный
перечень инициатив ТДК. Этот документ на 207 страницах содержит порядка 700 инициатив по улучшению качества жизни бизнеса. Часть из них уже отброшена, часть попала в «белый список», оставшиеся бурно обсуждаются.
Как руководителя сервиса бухгалтерского аутсорсинга меня привело в восторг предложение разрешить регистрацию компании по адресу иного юридического лица (п. 15 плана мероприятий по направлению VIII «Предпринимательская активность»). Обязанность регистрироваться по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа в 2018 году – чистой воды анахронизм. Крепостных отвязали от наделов полтора века назад, а компании до сих пор привязаны к кабинету директора. При этом многие из них вообще не имеют собственного офиса. Допустим, директор работает в коворкингах, а сотрудники и вовсе с теплых берегов Бали удаленно делают цифровой продукт. Что тогда считать адресом места нахождения постоянно действующего исполнительного органа? Каждый день новый коворкинг? Всегда сказочное Бали? Статью 54 Гражданского кодекса давно пора привести в соответствие с реалиями бизнеса: в нынешнем виде она подталкивает предпринимателя к покупке юридического адреса в местах массовой регистрации со всеми вытекающими последствиями.
Для компаний без постоянного офиса гораздо теснее привязка к контрагентам, чем к конкретной точке на карте. А уж связь с обслуживающей бухгалтерией и вовсе из разряда духовных скреп. Помните нетленку от Гандапаса? Директор – вождь племени, бухгалтер – шаман. Поэтому логично регистрировать юрлицо по адресу бухгалтерской компании. Уж мы-то без офиса пока обойтись не можем. Однако,
РБК пишет, что из-за жесткой позиции ФСБ, ФНС и Росфинмониторинга проект, скорее всего, отправят на доработку. И вот тут мне позиция чиновников непонятна. ФНС и Росфинмониторинг – ведомства, обладающие IT-инфраструктурой, которая опережает среднюю российскую компанию на несколько лет. Да что там: средний российский предприниматель даже не догадывается какие технологии и возможности есть у этих ребят для выведения его на чистую воду. О ФСБ даже и писать не буду: все всё понимают. И они, якобы, не смогут найти компанию по адресу аутсорсера, ведущего бухгалтерию? Так ведь и по месту массовой регистрации ее не будет. С аутсорсера, по крайней мере, бухгалтерскую базу можно будет истребовать.
Думаю, скоро результаты обсуждения списка разногласий ТДК появятся в открытом доступе. Позавчера список рассматривался подкомиссией по устойчивому развитию экономики при Минэкономразвития России Я и мои коллеги готовы рассматривать те из них, которые относятся к аудитории
Генштаб. Сегодня – первая ласточка. Если нашим подписчикам будут интересны такие материалы, будем писать еще.