sales@gshtab.ru
8 (800)700-89-94
Genplace

Скандал Xerox: как не надо печатать финансовые отчеты

$10 млн - крупнейший в корпоративной истории штраф за нарушение бухгалтерских процедур. В 2001 году его получила Xerox. Корпорация в течение четырех лет завышала доход на $3 млрд. Xerox и ее трем топ-менеджерам пришлось пойти на мировую с Комиссией по рынку ценных бумаг США и согласиться на высокие штрафы. Это позволило избежать судебных разбирательств и реальных сроков, грозящих топ-менеджменту.


В 1947 году Haloid выкупила лицензию и право на реализацию копировального аппарата у Честера Карлсона. Это было судьбоносное решение.
Алена Гуляева - маркетолог компании Genplace

$10 млн - крупнейший в корпоративной истории штраф за нарушение бухгалтерских процедур. В 2001 году его получила Xerox. Корпорация в течение четырех лет завышала доход на $3 млрд. Xerox и ее трем топ-менеджерам пришлось пойти на мировую с Комиссией по рынку ценных бумаг США и согласиться на высокие штрафы. Это позволило избежать судебных разбирательств и реальных сроков, грозящих топ-менеджменту.

Xerox - корпорация, основанная в 1906 году в США на основе семейного бизнеса по производству фотобумаги. Тогда она называлась The Haloid Company. До Второй мировой войны компания имела небольшую долю на рынке. Она находилась в тени крупного игрока Eastman Kodak (переименованного позже в Kodak). Главный конкурент был поставщиком около 90% мирового объема светочувствительной бумаги. Основным поставщиком бумаги-основы для Haloid тоже был он. Компания находилась в тени конкурента. Во время войны основным заказчиком Haloid стало государство. Компания и раньше поставляла продукцию военным ведомствам. Однако с 1940 по 1949 год госзакупки увеличились в два раза: с $3,9 млн в 1940 году до $9,7 млн в 1949 году. Государственные заказы поступали и после войны. Тогда же появился крупный частный заказчик - Баттельский мемориальный институт. Его назначили головным учреждением в программе развития электрофотографии, поэтому институту требовалось много фотобумаги.

В 1947 году Haloid выкупила лицензию и право на реализацию копировального аппарата у Честера Карлсона. Это было судьбоносное решение. В молодости Карлсон работал юристом по авторским правам. Ему приходилось копировать много сложных патентных документов. Этот процесс отнимал время и требовал навыков работы с проявителями. Так, увлекающийся физикой Карлсон в домашней лаборатории придумал "сухой" способ копирования. В 1938 году он изобрел первый механизм "электрофотографического" оттиска, который выкупила Haloid. В 1948 году они решили сократить название процесса копирования "электрофотографический" до "ксерографический". Вскоре все выпускаемые копировальные аппараты Карлсона получили название "Xerox". Первая модель - Model A - была выпущена в 1949 году.
Честер Карлсон и Model A
Начавшаяся в 1950 году Корейская война дала Heloid новую серию госзаказов. Это позволило компании сконцентрироваться на НИОКР: к 1953 году был выпущен первый принтер непрерывной печати Copyflo. Такая машина оказалась необходимой военно-промышленным ведомствам США для печати и копирования инженерных чертежей и документов. До 1960-х годов после крупных, в том числе опытно-конструкторских, заказов от оборонного комплекса США компания по остаточному принципу обслуживала "гражданку". Heloid активно продолжала инвестировать в научные исследования с ксерографическими аппаратами. В 1958 году компания изменила название на Heloid Xerox Inc. В 1959 году она выпустила Xerox 914 - офисный автоматический копировальный аппарат. Успех пришел стремительно. Если в 1960 году прибыль от продажи Xerox 914 составила $60 млн, то в 1965 году - $500 млн. Компания стала королем на "бумажном" рынке. В 1961 году она снова сменила название - на Xerox Corporation.
copyr expo
В 1970-е корпорация задумалась о диверсификации - расширении продукции и разработке ЭВМ. Xerox захотела пошатнуть положение IBM. Для этого корпорация купила разработчика компьютеров - компанию Scientific Data Systems. Инженеры Xerox и Scientific Data Systems создали в 1974 году компьютерную мышь и графический интерфейс, который выводился на мониторы ЭВМ. Мышь и интерфейс были реализованы на устройстве Xerox ALTO. Однако за Xerox Corporation уже закрепился ярлык "копировальной" компании. Новые изобретения не были восприняты должным образом ни клиентами, ни руководством корпорации. Зато приглянулись Стиву Джобсу: он реализовал первые персональные компьютеры с мышью и интерфейсом Apple Computers.

Не удалось Xerox стать и конкурентом IBM. Активно у корпорации покупали лишь копировальные и печатающие машины. В 1973 году был выпущен первый в мире цветной копир, а в 1977 году - первый программируемый принтер Xerox 9700. В конце 1970-х Xerox начала выпускать лазерные копиры и принтеры.

xerox alto
К 1990 году "ксерокопировать" ("to xerox") уже стало нарицательным глаголом, сама корпорация - брендом, который "научил мир копировать". Однако в середине 1990-х Xerox вступила в кризис. Во-первых, на рынке ее стала теснить японская Canon. Во-вторых, трудности испытывало большинство американских компаний - экономика США находилась на спаде. Занимавший тогда пост президента Пол Аллэр медлил с принятием антикризисных мер. В 2001 году его место заняла Энн Малкахи, которую считают спасительницей корпорации.

Энн пришла в Xerox в 1976 году почти сразу после получения диплома бакалавра искусств в области английского языка колледжа Мэримонт. Начав карьеру с должности менеджера по продажам в территориальном представительстве, к 1998 году она заняла пост заместителя главы корпорации, а в 2000 году - исполнительного директора. Малкахи получила умирающую компанию: "Наш некролог мог быть подписан в течение нескольких кварталов", - вспоминает она о тех годах. Однако сразу после назначения она начала действовать. Скептично настроенному совету директоров Малкахи представила план реабилитации Xerox: продажа непрофильных активов, сокращение издержек и долгов. На тот момент последние составляли $14,3 млрд. К 2002 году ей удалось сократить эту цифру на $1,3 млрд и сделать корпорацию рентабельной. Казалось, что кризис преодолен. Но неожиданно Комиссия по ценным бумагам США вынесла корпорации обвинение в завышении доходов от продаж копировальных аппаратов на протяжении последних 4 лет.
Энн Малкахи
По мнению Комиссии, в 1997-2000 годах Xerox манипулировала отчетностью по лизинговым платежам для завышения прибыли. Поступления от сдачи оборудования в лизинг учитывались как доходы с продаж компании. Корпорация не "растягивала" платежи на весь период использования аппаратов, как следовало, а учитывала их полностью после заключения договора. При этом договоры ежегодно оформлялись вместе со сменой оборудования. Особенно этим "грешили" региональные представительства Xerox в Бразилии и Мексике. Так, доходы бразильского офиса, согласно финансовой отчетности, составляли около 10% дохода всей корпорации - $1,7 млрд. После разоблачения Бразилия стала приносить только $300 млн. Усугублялась ситуация тем, что региональные представительства подавали заведомо неверную отчетность в центр, так как учет велся на бумаге. В итоге Xerox преждевременно признала в финансовой отчетности около $2 млрд прибыли.

За два дня до скандала Xerox похожее обвинение в бухгалтерском мошенничестве вынесли WorldCom. Череда скандалов не на шутку испугала инвесторов: цена акции Xerox скатились с $64 до $4,43. Капитализация рухнула на $640 млн за один день. Незамедлительно последовали расследования и допросы менеджеров контролирующими органами США. Шести топ-менеджерам Xerox грозили тюремные сроки. Однако, представители компании, а также ее аудитор KPMG молчали. Следствию не удалось найти веские доказательства умышленного мошенничества с отчетностью. В конечном счете Xerox решила пойти на мировое соглашение с крупнейшим за всю мировую корпоративную историю штрафом $10 млн с организации и $22 млн с топ-менеджмента. Корпорация взяла большую часть штрафов на себя, оставив за экс-менеджерами по $1 млн.

Благодаря усилиям Энн Малкахи по спасению компании из банкротства, Xerox удалось остаться на плаву. Ей пришлось провести сложную реструктуризацию корпорации, сократить около 20 тыс. сотрудников, перевести на аутсорсинг значительную часть административных процессов. При этом Малкахи удалось сохранить поток инвестиций в НИОКР - ее мечтой было преобразовать Xerox в инновационную компанию XXI века. Компания вернулась к прибыльной деятельности уже к 2005 году: ежегодная прибыль составила $970 млн. Расходы сократились на $2,5 млрд. Журнал Forbes поставил Малкахи на 5 место среди самых влиятельных женщин Америки. Корпорация продолжала выпускать новые продукты на рынок - в 2007 году она реализовала более 40 новых печатных устройств. В том же году компания получила государственную награду США в сфере высоких технологий. В 2009 году Энн Малкахи покинула пост президента, оставив его своей протеже Урсуле Бернс. Энн осталась председателем совета директоров Xerox. Сейчас американский производитель копиров Xerox принадлежит японской Fulifilm - сделка поглощения стоимостью $18 млрд состоялась в 2018 году.

Error get alias
Error get alias