sales@gshtab.ru
8 (800)700-89-94
genplace

Дело европейского Enron

В начале 2000-х годов череду банкротств крупных американских корпораций пополнил один европеец. Итальянский производитель молока и молочных продуктов Parmalat сознался в подделке бухгалтерской отчетности и завышении прибыли на €4 млрд. В расследовании банкротства участвовал даже Сильвио Берлускони.
В расследовании дела Parmalat принял участие и премьер-министр Сильвио Берлускони. Крах компании мог обернуться плачевно для большого количества работников. Правительство обещало помочь компании преодолеть крупный кризис.
Алена Гуляева - маркетолог компании Genplace

В начале 2000-х годов череду банкротств крупных американских корпораций пополнил один европеец. Итальянский производитель молока и молочных продуктов Parmalat сознался в подделке бухгалтерской отчетности и завышении прибыли на €4 млрд. В расследовании банкротства участвовал даже Сильвио Берлускони.

Историю деятельности Parmalat нельзя отделить от жизни ее основателя. Калисто Танци родился в 1938 году в провинции Италии Парма. Мельхиоре Танци, отец Калисто, занимался производством колбасных изделий, ветчины и мясных консервов. Однако, когда Калисто было 22 года, отец скончался. Проработав на его месте несколько месяцев, молодой Калисто принял решение закрыть бизнес. Итальянский рынок по производству колбасы был переполнен, заводы отца терпели убытки из-за высокой конкуренции. В 1961 году на вырученные деньги Калисто купил молокоперерабатывающее оборудование. Ниша по производству молока и молочных продуктов в Италии сулила много перспектив.
калисто танци
Цех по переработке молока Parmalat был единственным в округе Пармы. Однако из-за жаркого климата и недостаточного количества холодильников в магазинах молоко Parmalat быстро портилось. Компания терпела убытки. Тогда Танци нашел технологическое решение: ультрапастеризация. Инновация состоит в следующем: молоко быстро нагревается и охлаждается. Это убивает все микроорганизмы, способствующие его порче. Также Танци купил конвейеры Tetra Pak, на которых продукт запаковывался в вакууме. Так, срок годности молока увеличился на несколько месяцев, а прибыль Parmalat - в несколько раз.

Особое место в деятельности компании занимает маркетинг и брендирование. Танци сумел не просто первым из Южной Европы заключить договор со шведами по технологии упаковки продукта, но и грамотно создать бренд для изначально небрендируемой продукции. С каждым выпуском Tetra Pak новых дизайнов упаковок Parmalat незамедлительно покупал их. Но инновации компании не ограничивались ультрапастеризацией и новыми упаковками. В спину Танци дышала "Centrali del Latte", молочный концерн, имеющий исключительное законодательное право на производство цельного молока. Из-за ограничений законодательства изначально Parmalat выпускала обезжиренное молоко. В 1968 году компания ввела в производство молоко без лактозы "Zymil", а затем витаминизированное - "Vita".

Через 10 лет после открытия Parmalat стала самым крупным производителем молочных продуктов в Италии. С 1970 года компания ежегодно открывала по заводу и удваивала численность персонала. Годовой оборот составлял более $5 млн. Танци стал известным предпринимателем, имеющим влияние и на политику. В 1970 году он пролоббировал отмену монополии "Centrali del Latte", окончательно повергнув конкурента. С 1974 года Parmalat начала выпускать продукцию за рубежом и открыла завод в Бразилии. Компания делала акцент на развивающихся странах Южной Африки, Центральной и Южной Америки. Parmalat развивалась не только экстенсивно. В 1975 году компания начала производить сгущенное молоко. Успех был грандиозный во многом благодаря хорошо распространенному бренду и имени компании. Parmalat могла выпускать все что хотела, что она и делала: сыры, кефир, соки, масло,крекеры, печенья, бисквиты, пицца, фрукты и овощи. С 1980-х годов компания активно развивала производство и реализацию продукции смежных отраслей. До начала 1990-х годов Parmalat стремительно росла вширь и вдаль: поставки в Европу приносили только треть выручки, а бренды в различных пищевых отраслях занимали лидирующие позиции. В 1990 году оборот компании составил $1 млрд.

С 1993 года Parmalat начала конкурировать с конгломератами "Nestle" и "Unilever". Для этого она решила сменить стратегию роста и развиваться другим путем - путем поглощений. Танци приобрел 18 компаний в разных странах мира. К 2000 году среди поглощенных организаций из 30 стран насчитывалось 23 бренда и более сотни заводов. Штат сотрудников превышал 37 тысяч человек.

На пике роста Parmalat уделяла внимание и спортивной индустрии. Она выступила спонсором Ferrari на "Формуле-1". Ее логотипы были на шлемах и майках знаменитых гонщиков. В 1987 году Танци приобрел городской футбольный клуб Parma, который вскоре выиграл два Кубка Италии, Кубок обладателей кубков и Суперкубок Европы. Так же компания купила известный футбольный клуб Бразилии "Palmeiras".

Не все проекты и организации, которые скупала Parmalat, были успешными. Так, покупка канала Odion TV закончилась так же неудачно, как и вложения в обанкротившееся туристическое агентство дочери Танци. Развиваясь галопом по Европам, Parmalat активно привлекала инвесторов и займы. К 2003 году общая сумма заимствований превышала $13 млрд. Тогда же внимательные инвесторы заметили необычные операции по переводу €4 млрд на счет компании-дочки Bonlat, зарегистрированной на Каймановых островах (офшорная территория). Таким образом Parmalat утверждала, что она в состоянии расплатиться с держателями облигаций - на счету Bonlat числились €4 млрд. Однако, в декабре 2003 года Bank of America признал документы о счетах офшора недействительными и что счетов не существует вовсе. Parmalat фальсифицировала ценные бумаги без покрытия. Через неделю Parmalat подала заявление о защите кредиторов. Компании пришлось признаться в том, что она в течение 10 лет преувеличивала выручку и прибыль до вычета налогов, переоценки и амортизации (EBITDA) в отчетности. Так, за 2003 год истинная выручка компании составила €121 млн. В отчетности Parmalat указала о €651 млн полученных средств.

19 декабря компания призналась в наличии "дыры" в €5 млрд в финансовой отчетности. Акции мгновенно упали, торги пришлось приостановить на 2 дня. Падение корпорации отразилось на всей экономике Италии: акциями Parmalat владели почти все крупные итальянские банки. Parmalat признала себя банкротом. Калисто Танци моментально взяли под стражу, а финансовый директор Фаусто Тонна подал в отставку.

В расследовании дела Parmalat принял участие и премьер-министр Сильвио Берлускони. Крах компании мог обернуться плачевно для большого количества работников. Правительство обещало помочь компании преодолеть крупный кризис. К управлению компании приступил эксперт Энрико Бонди. После специально проведенной проверки итальянским отделением Pricewaterhouse Coopers аудитор постановил убытки в размере €6 млрд и ликвидных активов в размере всего €4.2 млн.

К уголовной ответственности были привлечены 20 топ-менеджеров Parmalat. Бывшего финансового директора Фаусто Тонна допрашивали около трех дней. Его 32-х летний помощник Алессандро Басси покончил жизнь самоубийством. Расследование показало причастность к махинациям 10 банков, проводивших транзакции, и 30 политиков, защищающих компанию от проверок. Последние было основным козырем в обороне Танци в судебном процессе. Сам Танци так же обвинялся в использовании средств компании в личных целях. Ему пришлось признаться в выводе около €600 млн для покрытия долгов туристического агентства дочери. В 2009 году следствие обнаружило у Танци коллекцию дорогих картин на общую сумму более €100 млн, которые он прятал у друзей. Среди изъятых произведений искусств были работы Ван Гога, Моне и Пикассо.

В 2008 году Калисто Танци приговорили к 10 годам тюрьмы. После апелляции, которую подал сам Танци, срок увеличили до 18 лет.

Кризис менеджер Parmalat Энрико Бонди титаническими усилиями смог выбить у банков ссуды на €150 млн. Компания провела реструктуризацию, сократила штат до 13 тыс. человек, продала локальные бренды. В 2011 году Parmalat купил французский молочный концерн Lactalis. Решение о покупке рассматривалось даже на уровне правительства Италии. Сейчас бренд Parmalat продолжает свое существование, но уже не такое грандиозное и великое, как раньше.

Error get alias
Error get alias