genplace

Право собственности через призму комплаенса

События 2022 года раскрыли для всех новую правовую реальность, незаметно сформированную в минувшее десятилетие соглашениями в Базеле и нормами FATF.
Право собственности сегодня действует только после подтверждения «источников происхождения дохода». В противном случае – собственнику сохраняется (в лучшем случае) только право владения собственностью. Распоряжаться неподтвержденными доходами – сложившаяся финансовая система не даст. Банковский комплаенс стал основным регулятором планируемых сделок и распорядителем состояний, накопленных даже до его появления.

На этом фоне возник новый экономический регулятор – комиссия за совершение операции. При средней рентабельности бизнеса 2021 года в 6,44% https://www.sostav.ru/publication/rentabelnost-biznesov-52308.html, которая по данным исследования в 2021 году достигла пика за 13 лет, банковская комиссия за конвертацию валюты в 20%, «заградительная комиссия» за перевод средств при «сомнительной операции» в 10% или даже за перевод средств физическому лицу в 3% - может легко сделать любую сделку убыточной. Чаще всего это касается стартапов и малого бизнеса, не имеющего истории в банке и финансовых служб. Тем более, что при средней налоговой нагрузке, например в торговле по РФ 2,8% https://pravo.ru/news/240735/, налоговая нагрузка для «льготных» специальных режимов налогообложения составляет 6% (это еще без страховых взносов).

При этом, сегодняшние лидеры бизнеса – это люди, добившиеся успеха за счет здорового авантюризма, интуиции и быстрых нестандартных решений, отсутствующих в регламентах Центробанка и Финансового мониторинга. Более того, даже мировой опыт показывает, что все истории успеха создаются на энергии лидеров и вопреки регламентам. Регламенты в бизнесе появляются для сохранения достигнутых успехов, но это в большинстве случаев – останавливает бурных рост компании.

Изложенная выше информация – это констатация фактов. С этим мы теперь будем жить и строить бизнес в очередных новых условиях. Что при этом меняется в организации бизнес-процессов?

Самое ключевое изменение в менеджменте – это переход от учета «по факту» к «планированию сделок». В структуре большинства компаний (в малом бизнесе – во всех) финансовые и бухгалтерские службы занимаются оформлением совершенных сделок и проведением расчетов по заключенным договорам. Заключением самих сделок – занимаются коммерческие подразделения. Поэтому, при возникновении в банке проблем с расчетами уже мало что можно исправить. В прошлой «реальности», когда проверка в компанию приходила периодически – «бэк офис» авральным трудом раз в 3 года готовил всю документацию, «задним числом» формировал недостающие документы и этого было достаточно. В 2022 году и далее – сделки проверяются до наступления срока оплаты по ним. Это новое требование к компетенции бэк-офиса, настройке офисного ПО и организации планирования бизнеса. Непринятие новых вводных в очередной раз «подчистит» реестр зарегистрированных компаний и список бизнес-элит.
Error get alias