genplace

Как неумение договариваться привело к финансовым махинациям

9 января 2004 года утром появилась новость о падении энергетического гиганта Shell. Компания "по рассеянности" завысила в отчетах свои нефтяные запасы на 3,9 баррелей. В течение часа акции компании упали на 8%, а капитализация снизилась на £3 млрд. Расследование выявило намеренные мошенничества топ-менеджмента с бухгалтерской отчетностью.
Однако с объявленными изменениями в запасах уровень доходности компании составлял только 63%. Это значило, что компания разведывала меньше нефти, чем продавала, и скрывала это от инвесторов оптимистичными прогнозами.
Истоки компании уходят в 1830-е годы. В 1833 году владелец антикварного магазина в Лондоне Маркус Сэмюель решил расширить ассортимент. Из-за растущего спроса на экзотические украшения он смог наладить прибыльную поставку морских ракушек для шкатулок из Восточной Азии. Этот бизнес затем перерос в крупные поставки британских автомобилей, оборудования для промышленности, текстиля в страны Дальнего Востока и перевозку риса, шелка, фарфора обратно в Европу. Этим занимались сыновья Маркуса - Маркус -младший и Сэм. В 1880-х они заинтересовались транспортировкой нефти и в 1892 году запустили первый в мире танкер "Мюркес". Он мог перевозить большие запасы через Суэцкий канал, что значительно сократило расходы на логистику. В 1897 году компанию назвали «The Shell Transport and Trading Company Ltd».


маркус сэмюель
Royal Dutch Shell - британский нефтяной концерн, образованный в 1907 году через слияние «Royal Dutch Petroleum Company» и «The Shell Transport and Trading Company Ltd». «Royal Dutch Petroleum Company» имела голландские корни и занималась разработкой месторождений нефти в Вест-Индии и Суматре. «The Shell Transport and Trading Company Ltd» - перевозила нефть и керосин в Дальний Восток. В 1906 году группа компаний приобрела права на добычу нефти в Румынии, а в 1910 - в России. К концу 1920-х годов Royal Dutch Shell вышла на первое место среди нефтедобывающих компаний. Ее доля на мировом рынке составляла 11%. В конце 1930-х годов скорость добычи нефти Shell достигла 600 000 баррелей в день. Компания добывала 10% мировой нефти. Однако ее положение пошатнулось с приходом к власти нацистов. Shell пришлось поменять местоположение штаб-квартиры и покинуть Голландию. После второй мировой войны компания потеряла 87 судна, так как все танкеры перешли в распоряжение нацистов.

С восстановлением промышленности рос спрос на бензин и нефть. Это оставило разоренную Shell на плаву. В 1950 году она подписала договор о сотрудничестве с Ferrari на разработку масел для автомобилей Формулы-1. Одновременно Shell проводила поисково-разведочные работы в странах Африки и Южной Америки. Так, к 1955 году компания владела около 300 морских скважин Мексиканского залива. В 1958 году началась добыча нефти в Нигерии. В 1960-е годы Shell направила силы на научные разработки. Также были открыты местонахождения в Нидерландах, Канаде, Колумбии, Ираке. Ученые смогли вывести материалы: эпоксидные смолы, инсектициды, средство от насекомых под фирменным названием «Вапона» и вещества для жидких моющих средств. В 1971 году Shell нашла гигантское местонахождение нефти "Брент". Этот проект считается самой дорогостоящей и сложной разработкой за всю историю человечества. В 1980-е компания бралась за разработку трудоемких местонахождений - в Норвегии. Shell проводила масштабные исследовательские разработки. Это помогло технически усовершенствовать технологию бурения, а созданный метод трехмерной сейсморазведки получил широкое распространение в других компаниях. В 1990-е годы Shell первой смогла запустить завод по производству синтетического жидкого топлива в Малайзии. В 2000-е компания начала расширять зоны присутствия в Китае и России.

9 января 2004 года Shell сама объявила о завышении собственных запасов нефти на 3,9 млрд баррелей. В течение часа акции компании упали на 8%, а капитализация снизилась на £3 млрд. Вместо пресс-конференции с председателями совета директоров Филиппа Уоттса и главы департамента исследований Уолтера ван де Вивера в формате телекоммуникаций прессе отвечали сотрудники центра связи с общественностью. Они сообщили о слишком оптимистичной оценке запасов в Нигерии, Омане, Казахстане, Австралии. Times спустя неделю опубликовала разоблачающую статью. Выяснилось, что по отчетности с 1997 по 2002 год уровень доходности компании был равен 111%. Однако с объявленными изменениями в запасах уровень доходности компании составлял только 63%. Это значило, что компания разведывала меньше нефти, чем продавала, и скрывала это от инвесторов оптимистичными прогнозами. В 1996 году компания объявляла о 200% уровня воспроизводимости нефти. В 1999 году - о 100%, а 2001-2002 годах до 50%. По корректировке Deutsche Bank, с 160% а 1996 году этот показатель упал до нуля в 2000-х.

Комиссия по ценным бумагам и биржам начала изучать дело. Свое внимание она обратила на систему начисления бонусов топ-менеджменту Shell. Награждения привязывались именно к показателю воспроизводимости запасов нефти. После скандала компания отказалась от такой системы бонусов. Уоттса и ван де Вивера уволили. Расследование выявило намеренные мошенничества топ-менеджмента с бухгалтерской отчетностью. Shell согласилась добровольно пойти на реорганизацию и штраф в $120 млн Комиссии по ценным бумагам и биржам США и £17 млн властям Великобритании. Компания публично объявила о том, что спустя почти столетие компании не удалось слиться в единую структуру. Дублирующие штабы в Англии и Голландии, советы директоров и комитеты вносили большую структурную неразбериху. После скандала Shell решилась на реорганизацию: в 2005 году она приостановила партнерские отношения между «Royal Dutch Petroleum Company» и «The Shell Transport and Trading CompanyLtd». Shell объединила корпоративную структуру в Royal Dutch Shell. Штаб-квартира находится в Гааге. В 2007 году партнерство отметило бы вековой юбилей.

Error get alias
Error get alias