genplace

Бухучёт для налоговой?
Как бы не так!

Большинство предпринимателей твердо убеждены, что бухучёт ведется исключительно для налоговой. При этом не все знают, что бухгалтерский и налоговый учет - разные вещи, которые должны вестись раздельно.

Чем отличается ведение этих учетов и для кого на самом деле они нужны, рассказал директор по развитию Genplace Алексей Иванов.
Зарплату бухгалтеру ведь платят из кармана собственника, а не из госбюджета. И если ваш бухгалтер всерьез рассуждает о том, что бухучет ведется для налоговой – это повод, как минимум, насторожиться.
Алексей Иванов, директор по развитию «Genplace»

Если спросить у российского предпринимателя, владеющего небольшим бизнесом почему он ведет бухгалтерский учет, обычно слышишь ответ: «Потому, что этого требует государство». При этом он думает, что если бы законодатель разрешил не вести учет, то можно было бы вздохнуть с облегчением. Парни реально верят, что сегодняшний бухучет МЕШАЕТ им работать.

Среди стартаперов и владельцев малого и среднего бизнеса бродят устойчивые представления о бухгалтерском учете, сформировавшиеся за последние 15-20 лет. Это ничто иное как мифы, которые необходимо развеять. Истинно говорю: они приносят много вреда и бухам и собственникам бизнеса. Вот самый известный: Миф №1. Бухгалтерский учет ведется для налоговой инспекции.

Это полная ерунда. Минфин последние лет десять проводит последовательный курс на разделение бухгалтерского и налогового учетов. Например, прибыль для целей налогообложения считается по правилам, близко не похожим на правила определения прибыли в бухучете. В первом случае государству надо собрать денег, во втором – собственнику, управленцам и кредиторам хочется знать куда плывет их корабль. Тетя Маша, которая думает об удовлетворении информационных потребностей налоговой больше, чем о понимании ситуации работодателем – плохой бухгалтер. Гнать ее в шею!

Перечислю основные налоги, которые платит компания (спецрежимники и индивидуальные предприниматели – не в счет):

- налог на добавленную стоимость (НДС);
- налог на прибыль организаций;
- транспортный налог;
- земельный налог;
- налог на имущество организаций.

Как же используется бухучет для расчета каждого из них?

- Чтобы исчислить НДС, необходимы специальные налоговые документы – счета-фактуры, книги покупок и книги продаж. Они ведутся независимо от бухгалтерского учета. Бухучет нужен только для подтверждения вычета «входящего» НДС. При этом принятие приобретенных ценностей к бухгалтерскому учету – необходимое, но далеко не достаточное условие для получения вычета. И налоговую интересует только сам факт принятия ценностей к учету, суммы налога берутся из книги покупок.

- Налог на прибыль организаций исчисляется на основании налогового учета, который специально ведется для определения суммы налогооблагаемой прибыли. Его правила сильно отличаются от бухгалтерских. Это связано с тем, что при ведении налогового учета во главу угла ставятся интересы государства – наполнение бюджета. А при ведении бухгалтерского – интересы собственников, менеджмента и рынка. Не слишком квалифицированные бухгалтеры смешивают налоговый учет с бухгалтерским. Они начинают вести налоговый учет, руководствуясь требованиями Налогового кодекса. Но используют при этом инструменты бухгалтерского учета. Получается обычно не очень хорошо, ибо помесь двух красивых животных иногда бывает красивой. Например, зубробизон. А помесь красивого и некрасивого животного почему-то всегда получается уродливой. Вот и от скрещивания благородного жеребца (бухгалтерского учета), имеющего массу возможных предназначений, с заточенной на выполнение сугубо трудовой функции ослицей (налоговым учетом) получается лошак.

- Сумма транспортного налога зависит от мощности двигателей транспортных средств компании. В бухучете мощность двигателя не фигурирует, а налоговая сама узнает эти данные от доблестных гаишников и накажет организацию, если они не подтвердятся.

- Земельный налог рассчитывается на основании кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих организации. Кадастровая стоимость в бухучете не отражается – земельные участки учитываются по стоимости приобретения. Налоговой при необходимости вас сдадут ребята из Росреестра.

- И лишь при расчете налога на имущество организаций используется бухучет. Для некоторых объектов имущества Налоговый кодекс требует рассчитывать их стоимость на основании бухгалтерских регистров. Эта стоимость служит базой для расчета суммы налога. Но и здесь за последние годы государство старается отойти от использования бухгалтерских оценок: для большинства объектов недвижимости налог уже считается, исходя из кадастровой стоимости.

Еще компании уплачивают страховые взносы на обязательное страхование работников, которые формально не являются налогом. Но с точки зрения собственника бизнеса представляет собой такой же отъем денег государством. С 2017 года исчисление и уплата этих взносов даже переданы под контроль Федеральной налоговой службы. И здесь та же картина: бухучет не используется для расчета страховых платежей. Налоговую интересует расчет страховых взносов, составляемый по утвержденной форме. Конечно, бухгалтерские данные используются при проверке правильности исчисления страховых взносов, но зарплата – это не тот показатель, который можно как-то по-разному учитывать. Другое дело, что некоторые работодатели грешат сокрытием от государства всей суммы зарплаты :) Но в этом случае ее не показывают и в бухгалтерском учете (если, конечно, их бухгалтер не круглый идиот).

Таким образом, последняя тоненькая ниточка, на которой пока еще держится миф о том, что бухучет ведется для налоговой – налог на имущество организаций. И эта ниточка уже довольно ветхая.

Кому и зачем на самом деле нужен бухучет? Главный потребитель бухгалтерских данных – это собственники и менеджмент компании. Конечно, содержимое конечного продукта бухгалтерского учета – финансовой отчетности интересно государству, инвесторам, кредиторам и другим стейкхолдерам. Но вот более детализированная информация, формирующаяся в бухгалтерии, нужна именно этим ребятам. При этом правильно настроенный бухгалтерский учет способен поставлять данные, необходимые для разных уровней управления компанией: от очень подробной – для линейных руководителей до максимально обобщенной – для топ-менеджеров и владельцев бизнеса. И такая информация охватывает все сферы деятельности компании, связанные с деньгами. Ловите примеры.

- Начальник отдела снабжения планирует закупки на ближайший месяц. Аналитика по счету учета материалов даст ему подробнейшую раскладку состояния склада по каждой позиции, что позволит определить потребности в пополнении запасов.

- Финансовому директору для планирования бюджетов подразделений такие подробности знать ни к чему – для него, в первую очередь, важно понимать текущую обеспеченность организации деньгами и источники их поступления в ближайшее время. В помощь ему бухучет предоставляет данные об остатках на расчетных, валютных и специальных счетах, в кассе, стоимости ценных бумаг и величине краткосрочной дебиторской задолженности.

- Генеральный директор и собственники организации нуждаются в наиболее обобщенной информации для принятия стратегических решений – и здесь бухучет приходит на помощь. Например, решая вопрос о сохранении продукта в продуктовой линейке или прекращении его производства, в числе прочего необходимо знать его себестоимость, выручку от его продаж и прибыли или убытки, связанным с этим продуктом. Такие данные за последние месяцы (а если нужно – и годы) можно увидеть на счете продаж.

Но все это работает только если руководители могут правильно сформулировать свои информационные потребности, а бухгалтер достаточно компетентен. Правильно настроенный бухгалтерский учет – первый друг руководителя и поставщик данных, необходимых для принятия решений. И вестись он должен так, чтобы, в первую очередь, снабжать полезной информацией именно руководство, а не государство. Зарплату бухгалтеру ведь платят из кармана собственника, а не из госбюджета. И если ваш бухгалтер всерьез рассуждает о том, что бухучет ведется для налоговой – это повод, как минимум, насторожиться. Возможно, он заводчик лошаков. Или считает лошаком своего работодателя.
Error get alias